Четверг, 26.12.2024, 20:37

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: aljon4iks777  
Мой ребенок не говорит
aljon4iks777Дата: Суббота, 22.09.2012, 18:37 | Сообщение # 1
Участник
Группа: Модераторы
Сообщений: 59
Награды: 5
Репутация: 4
Статус:
Награды:
Модератору Маме девочки Маме девочки
Человеческая природа не перестает удивлять. Почему некоторые дети начинают говорить в 9 месяцев, а другие – после двух лет? Почему ребенок называет всех собак одним словом, к примеру, «гага», хотя в остальных случаях изъясняется поэмами. Бывают не в меру ретивые невропатологи, выписывающие стопку лекарств ребенку с «ЗРР» уже с полутора лет. Ах, какой ужас – не говорит положенного количества слов. Не собирал пирамидки до 3х лет, Мавроди из него не получится. Не рисует кисточкой, а размазывает краски пальцами. Вариант «выдать огромный лист ватмана, и пусть размазывает дальше» в голову не приходит. Потому что соседский Рембрандт в два года нарисовал теремок. А наши Малевичи…

Все чаще родители обращаются к логопеду, потому что ребенку уже 2 или 3 года, а он не говорит или говорит совсем мало. Есть ли повод для волнения или просто нужно подождать и все само наладится?

Как известно, своевременное развитие речи у ребенка является залогом развития его личности. Речь формируется в несколько этапов.

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ:

1-2 МЕСЯЦА Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1.5 -3 МЕСЯЦА Гуканье, гуление

4-8МЕСЯЦЕВ Лепет (Ребенок повторяет за вами или сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)

8 -18 МЕС. Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык" (ляля, тата, кука), много звукоподражаний (гав-гав, би-би) )

18-26 МЕС. Двусловные предложения

18МЕС.-2Г.6МЕС. Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)

2Г.4МЕС.-3Г.6МЕС. Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам )

2Г.6МЕС.-3Г.5МЕС. Словотворчество (Ребенок выдумывает новые слова, при этом используя законы родного языка)

2Г.6МЕС.-3Г.6МЕС. Ребенок проговаривает свои действия, играя с игрушками или занимаясь каким-то своим делом.

Известно, что развитие речи мальчиков и девочек отличается. Девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков, у них быстро растет запас слов, которые обозначают предметы. Мальчики чаще говорят на «своем» языке, у них в отличие от девочек, больше запас слов, обозначающих действия.

Как определить, действительно ли ребенок отстает в речи, или у него по каким-то причинам превалирует, пока что, свое понимание мира. Свои ассоциации, предпочтения, свое собственное отношение к звукам и словам.

ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА:

- Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

- У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

- Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

- Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

- Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

- Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА:

- Ребенок развивается с задержкой.

- Ребенок перенес тяжелые заболевания.

- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и выражения, которые он слышит.

- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.

- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Ключевое слово – понимание. Ребенок должен ПОНИМАТЬ. Признаки понимания любая мама с легкостью увидит сама без помощи логопеда или невролога. Взгляд, жест, подал чашку вовремя, как-то обозначил отрицание. Задержка в развитии – это когда взаимности не чувствуется вовсе, или она слабенькая. Когда ребенок полностью заперт в своей вселенной, а реальный мир ему только мешает (гиперактивные дети пытаются его сломать, пассивные – спрятаться от него).

Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок однажды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители часто просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают – ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

Дети одинаково плохо реагируют на запреты. Они родились и объяли целый мир без ограничений. Ограничения должны прививаться очень мягко и не тупо – с объяснениями, чтобы добиться того самого взаимного понимания. Если вам просто закроют перед носом дверь, а еще вчера она была открыта, вы тоже будете удивлены. Когда родители начинают раздражаться по поводу неразговорчивости ребенка, он это чувствует. И понимает – такое неприятное дело лучше и дальше обходить стороной.

В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям. Таким образом, в ходе коррекционной работы, прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.

Попробуйте сделать следующее:

- Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Создайте интимную, доверительную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

- Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка игру.

Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью. На первых порах, чтобы облегчить ребенку выполнение задания, взрослый может использовать семантизированную интонацию. Слово «маленький» произносится высоким тоном голоса, а слово «большой» - низким. Но постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задания правильно. Правильное выполнение инструкции поощряется морально или материально, например, можно похвалить, погладить его по головке, налить вкусного сока, дать конфету и др. А вот если действие выполнено неправильно, то взрослый должен показать образец и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны простые формулировки.

С детьми не угадаешь: то ему много внимания, то мало. Бывает, что мама проводит с детьми целый день, а дети все равно неразговорчивы. Либо у родителей, не занимающихся с детьми, растут вундеркинды. Каждый ребенок рождается со своей собственной программой, каждый восприимчив по-разному. Стоит помнить об одной важной вещи: у детей еще нет жизненного опыта, и они склонны его придумывать. Фантазии бок о бок идут с реальностью. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок принял реальный мир с такой же легкостью, как он любит свои сказки. Чтобы ребенку не хотелось постоянно прятаться и подменять значения слов. В книге в очередной раз напоминают: ребенка невозможно перехвалить. Хвалите, подмечайте успехи, это очень поможет в дальнейшем самоутверждении.

Ребенок подходит к шкафу, полкам с игрушками и просит жестами или голосом дать ему машинку.

Взрослый: Что тебе дать? Машину?

Ребенок: Тр-р-р.

Взрослый: Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на. (Ребенок внимательно смотрит на губы взрослого.) Ма-ши-на.

Ребенок: А-тиа.

Взрослый: Молодец. (Берет в руки игрушку.) Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на. Губы сжали, помычали м-м-м.

Ребенок: М-м-м.

Взрослый: Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее.) М-м-ма-ши-на. М-м-ма-ши-на.

Взрослый: Умница. Вот тебе машина. Возьми ее. (Игрушку отдают ребенку.) Это ма-ши-на. И т.д.

Самым эффективным периодом для коррекции речи считается возраст от 2.5 до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции. Если этот период упустить, то потом будет сложнее и у ребенка могут появиться проблемы с успеваемостью в школе.

Развитию мелкой моторики рук специалисты уделяют особое внимание. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Здесь помогут занятия с конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Массаж лица стимулирует ленивые артикуляционные мышцы, и тогда даже самые сложные звуки даются легко. Но все же главное- это ваше общение с малышом, ваш личный пример. С малышом нужно больше заниматься: разговаривать, петь, рассказывать стишки, потешки, читать книжки, играть, имитировать различные звуки.

При этом все свои действия и действия ребенка нужно озвучивать, следите за тем, чтобы ребенок смотрел на вас, когда вы говорите, каждый день вводите новые слова, часто повторяйте их, чтобы он быстрее их запомнил. Рассказывайте малышу для чего предназначены те или иные вещи, что с ними можно делать, а чего делать нельзя. Во время игр используйте простые команды, такие как: «подними мяч», «брось мяч». Ни в коем случае не заставляйте ребенка повторять за вами, если он этого не хочет, иначе со временем все задания, которые вы будете перед ним ставить, требующие от него словесных действий, будут им игнорироваться или отвергаться.

БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ,ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! И У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

http://crazymama.ru/razvitie2.php?a=4&id_article=322



 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!