На первом году жизни ребенка закладывается фундамент развития психики и личности; новорожденный ребенок последовательно овладевает жизненно необходимыми навыками и двигательными умениями (переворачивается с живота на спину, ползает, самостоятельно садится, стоит без опоры, удерживает равновесие, начинает ходить); развиваются различные формы поведения малыша (пищевая, социальная, связанная с отправлением естественных потребностей и ознакомлением с собственным телом и окружающим миром), проходит первичная социальная адаптация ребенка, он овладевает умением взаимодействовать в паре с родными, получает от этого эмоциональное удовольствие.
1-й месяц Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Пытается поднимать и удерживать голову лежа на животе.
2-й месяц Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см) Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой. Прислушивается к голосу или звучанию предмета. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
3-й месяц Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках. В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками. Лежит на животе несколько минут опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову. При поддержке под подмышками крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность. В вертикальном положении на руках у взрослого хорошо удерживает голову.
4-й месяц По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источнику звука. Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается. Громко смеется, когда с ним заигрывают. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки. Во время кормления придерживает руками бутылку или грудь матери.
5-й месяц Отличает близких от чужих людей. Различает тон, с которым к нему обращаются Во время бодрствования подолгу гулит. Удерживает в руке погремушку. Подолгу лежит на животе, поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Поворачивается со спины на живот.
6-й месяц Начинает произносить отдельные слоги. Свободно берет погремушку из разных положений. Переворачивается с живота на спину. Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
7-й месяц Подолгу лепечет - повторно произносит одни и те же слоги. Играя погремушкой, стучит, размахивает ею. Хорошо и много ползает.
8-й месяц Громко и повторно произносит различные слоги. По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения ("ладушки", "до свиданья", "дай ручки" и т.д.). Во время бодрствования занимается с игрушками долго: рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку и т.д. Сам садится и ложится (из сидячего положения). Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
9-й месяц Подражает взрослому - повторяет за ним слоги, которые имелись в его лепете. Знает свое имя - оборачивается на зов. Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками.
10-й месяц Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку. Играя самостоятельно проделывает разученные действия с предметами, подсказанные их свойствами, например вынимает и вкладывает, открывает и закрывает.
11-й месяц Употребляет первые слова обозначения (ав-ав, кис-кис, дай). По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки). Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку. Стоит самостоятельно.
12-й месяц Легко подражает новым слогам. Употребляет около 10 слов. Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.). Самостоятельно ходит (встает, идет, садится). Пьет из чашки, сам держит ее.
|